ЛогоООО "ГеоПак" Главная Гофрокартон Гофротара Макулатура 8 (499) 261-52-51, (496) 537-36-19

все статьи >>

Ситуация на рынке гофроупаковки

Цены на картон, как и на все остальные товары в нашей стране, имеют устойчивую тенденцию к росту. Причин этому несколько: рост цен на сырье для производства картона и тарифов «естественных» монополистов, ситуации на рынке, разница спроса и предложения.

После того как целлюлозно-бумажные комбинаты объявляют о повышении цен, производители гофротары вынуждены повышать цены на свою продукию.

Для компаний — производителей упаковки из картона доля сырья в себестоимости готовой продукции составляет 63 % (иногда и больше — до 75 %). На целлюлозно-бумажных комбинатах повышение цен объясняют ростом издержек, а также техническими аспектами. Попробуем выяснить причины этого роста цен.

Традиционно пересмотр цен происходил в конце лета (когда комбинаты останавливают часть мощностей для профилактики и сокращают производство) и перед Новым годом, когда наблюдается рост спроса на упаковку, однако в 2004 г. ажиотаж на рынке начался раньше, что связывают с ранней остановкой комбинатов. В качестве одной из непосредственных причин видится некоторое сокращение производства «Архбумом» и «Нойзидлер Сыктывкар» в связи с ежегодными профилактическими ремонтными работами. Некоторые же потребители картона говорят о том, что рынок монополизирован крупными поставщиками, и подозревают, что при повышении цен на продукцию производители действовали по договоренности между собой.

С точки зрения производителей

Сами производители упаковки из картона приводят несколько собственных объяснений того, почему растут цены. Во-первых, целлюлозно-бумажные комбинаты пользуются тем, что спрос на упаковку растет, а значит, рост цен не отразится сильно на объемах сбыта. Во-вторых, комбинаты пользуются хорошей внешней конъюнктурой и низкими пошлинами на экспорт бумажного сырья: экспортная пошлина в 10 % (которая была к тому же отменена в сентябре 2004 г.), не является препятствием для комбинатов, которые иногда до 70 % производимого сырья поставляют за рубеж. В-третьих, комбинаты пользуются тем, что каждый из них фактически не имеет конкурентов внутри страны. Так, лучший по качеству картон-крафт коричневый выпускают всего два предприятия — «Архбум» и «Нойзидлер Сыктывкар». Если брать белый картон, то тут в лидерах производства только «Нойзидлер Сыктывкар». Переключиться на импорт сырья российские компании не могут из-за разницы в стоимости внутреннего и импортного сырья, которая определяется 15-процентной таможенной пошлиной (это тоже позволяет ЦБК повышать цены).

Колебание цен на внешних рынках

Изменение цены картона на внешних рынках тоже влияет на цены на отечественный картон. После вступления России в ВТО и устранения таможенных барьеров это влияние станет еще более заметным. Возможно, это даже приведет к сезонному падению цен на отечественный картон внутри страны. Доля целлюлозы российского происхождения на рынках Европы составляет сегодня 1—2 %, доля российского тарного картона — 4—5 %. «В этих условиях российская ЦБП не может задавать тон на рынке и вынуждена следовать “в фарватер” лидеров, продавая свою продукцию со значительными скидками. Ценовой аутсайд российской целлюлозы, таким образом, связан не только с конъюнктурным влиянием, но и с мировым перепроизводством данного товара», — сказал по этому поводу в интервью «РБК-daily» директор по маркетингу и сбыту ОАО «Архангельский ЦБК» Антон Лойтер.

Что дальше?

В ближайшем будущем можно прогнозировать дальнейшее медленное повышение цен, по скорости сопоставимое с темпами инфляции в нашей стране. Уже сегодня, как признаются многие менеджеры компаний, торгующих картоном, на рынке стало «тесно» и увеличивать нишу своей фирмы с каждым днем становится все труднее. В этой ситуации «задирать» цены самостоятельно никакая компания не сможет.

 


Главная | Схема проезда | Обратная связь