ЛогоООО "ГеоПак" Главная Гофрокартон Гофротара Макулатура 8 (499) 261-52-51, (496) 537-36-19

Снова о гофрокартоне

5 марта 2013 г. в Торгово-промышленной палате России состоялся организованный Некоммерческим партнерством "Национальная конфедерация упаковщиков" (НКПак) и комитетом по лесному комплексу, полиграфической промышленности и упаковке ТПП РФ круглый стол, озаглавленный "Актуальные аспекты развития рынка упаковки из гофрокартона в 2013 году".

Национальная конференция упаковщиков в ТПП

Мероприятие, формально оформленное как очередное заседание профильного комитета ТПП, привлекло большое количество участников, что, вероятно, и обусловило оживленную дискуссию.

Круглый стол открыл председатель комитета ТПП РФ, директор ЦНИИБа Евгений Тюрин. Он рассказал о важном контексте мероприятия: сейчас идет активная подготовка к тематическому заседанию Госсовета, идет сбор и подготовка соответствующих материалов.

Основной доклад сделал заместитель директора УК "ГОТЭК" по стратегическому маркетингу Константин Глушенков. Он обозначил видение состояния рынка гофроупаковки в России и основные его современные проблемы ("вызовы"). Доклад изобиловал любопытными цифрами и расчетами, большинство из которых, впрочем, основывались на собственных оценках и потому порой вызывали вопросы.

Производство и потребности в картоне в 2012 году

Прогноз производства тарного картона в РФ, I половина 2013 года

Экспорт и импорт картона в 2012 году

Внутрення потребность в тарном картоне в 2012 году

Прогноз обеспечения внутренней потребности в тарном картоне в РФ, I половина 2013 года

Прогноз развития рынка гофропродукции в 2013 году

В 2013 году динамика производства и потребления тарного картона обусловлена задержкой во вводе мощностей по выпуску тестлайнера и плановыми остановами на Архангельском ЦБК и Филиале Группы "Илим" в Коряжме. В этих условиях при снижении производства тарного картона в апреле 2013 года до 196 тыс.т спрос превысит предложение, что вызовет ожидаемый рост цен в связи с дефицитом на внутреннем рынке, покрываемом импортными поставками.

Докладчик прогнозирует рост цен на тестлайнер на 11 % и крафтлайнер на 4 %. При этом тенденции снижения цен на готовую гофроупаковку около 0,5-2 % в месяц сохранятся.

Исходя из этого, как констатировал К. Ю. Глушенков, главный "вызов" отрасли - это падение рентабельности продаж. Условная компания, пример которой привел докладчик, с объемом производства 10 млн. м2 гофроупаковки в год и долей крафтлайнера в сырье 50 % закончила 2012 год с рентабельностью продаж 3%. С апреля 2013 года в связи с описанными выше обстоятельствами такая условная компания оказывается в зоне отрицательной рентабельности в условиях дефицита тестлайнера, роста цен на тарный картон и падения цен на гофроящики. В подобном положении, по прогнозам К.Ю. Глушенкова, окажется большинство игроков рынка и членов "НКПак".

В этих условиях с новой силой высветится еще одна характерная проблема упаковочного рынка - недобросовестная конкуренция. При общем одобрении была продемонстрирована схема деятельности условной вертикально интегрированной компании по выпуску крафтлайнера и гофрокартона - на карте она по забавной случайности оказалась где-то в Архангельской области. Суть претензий докладчика - в очевидном из его расчетов занижении цены поставки крафтлайнера собственным подразделениям, выпускающим гофрокартон.

При этом, отвечая на вопрос генерального директора ПЭФ "Союз" Игоря Заргаряна, К. Ю. Глушенков оценил долю таких вертикально интегрированных компаний на гофрорынке в 50 %. И. 0. Заргарян, впрочем, с этой оценкой не согласился, но проблема была обозначена четко. В связи с этим слово было предоставлено еще одному представителю ГК "ГОТЭК" Олегу Бушневу.

Он обозначил причину возникновения подобной недобросовестной конкуренции, проанализировав кардинальные различия в структуре производства картона и гофроупаковки.

Так, по данным "ГОТЭКа", 70 % тарного картона выпускают две вертикально интегрированные компании - Группа "Илим" и Архангельский ЦБК. Вместе с еще одним крупным комбинатом, "Монди Сыктывкарским ЛПК", доля лидеров достигает 85 %. Соответственно, рынок характеризуется олигополией, а рост цен происходит консолидировано.

Совсем по-другому структурировано производство гофрокартона: здесь лидеры в лице ГК "ГОТЭК", Stora Enso, SFTGroup, "Пермской ЦБК" занимают долю от б до 9 % каждый. 48 % производства приходится на разрозненные малые компании.

0. Бушнев подробно остановился на инструментах борьбы с недобросовестной конкуренцией, предоставленных законодательством. Так, Федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующем положением. Новые нормы Налогового кодекса содержат требования к вертикально интегрированным компаниям декларировать сделки с аффилированными компаниями при годовом обороте 2 млрд руб. в 2013 году и 1 млрд руб. - в 2014 году. При этом 20 %-ный коридор вокруг среднерыночной цены для взаимозависимых компаний отменяется.

Эти жесткие государственные меры были по-разному оценены участниками заседания. Негативно о них отозвался председатель наблюдательного совета SFT Group Анатолий Штейнберг. Он по-другому "переформатировал" названные докладчиками проблемы отрасли. По его мнению, принятый закон содержит значительную коррупционную составляющую, а четкого механизма определения рыночной цены в нем нет. При этом А. В. Штейнберг поддержал и назвал объективной тенденцию к повышению роли крупных компаний на рынке и призвал к консолидации малых и средних игроков рынка. "Только они, - пояснил он, - могут постоянно вкладывать в модернизацию, а значит сокращать издержки и получать прибыль".

А. В. Штейнберг обозначил еще одну проблему гофрорынка - малые компании, работающие по "серым" схемам, названные им "гаражниками". Именно они при малых издержках, схемах ухода от налогообложения выпускают гофроящики невысокого качества зачастую из более дешевого сырья, в том числе поступающего от тех самых вертикально интегрированных компаний.

Эта категория производителей вызвала определенный резонанс среди участников, и мнения по "гаражникам" разделились. И. 0. Заргарян настаивал на несущественности проблемы "гаражников" и предлагал сконцентрироваться на крупнейших игроках. Президент и гендиректор НКПак В. А. Чуйков и А. Г. Бойко не сошлись во мнениях о наличии "гаражников" в числе членов Конфедерации, однако при этом звучал призыв к учету мнений всех игроков рынка, в том числе и малых. Е. Т. Тюрин даже призвал поддержать "гаражников" с тем, чтобы они "выходили из тени".
В этой связи актуализировались разговоры о создании в отрасли саморегулирующихся организаций (СРО). Директор по продажам и развитию Пермской ЦБК Андрей Гурьянов уведомил о планах вновь созданного Некоммерческого партнерства переработчиков макулатуры по регистрации СРО. Говорили и о возможности регистрации НКПак в этом статусу. Это позволило бы утвердить силами самих бизнес-игроков определенные стандарты и правила конкуренции на рынке - впрочем, на прямой вопрос первого замдиректора SFT Group Анатолия Сафронова о примерах подобных стандартов ответа не последовало.

В конечном итоге конструктивная .дискуссия, состоявшаяся на круглом столе, завершилась выявлением вполне четких и сложных проблем рынка. Консенсуса по вопросам решения этих "вызовов" не сложилось. В. А. Чуйков и А. Г. Бойко предложили продолжить начавшееся обсуждение в рамках деловой программы выставки РосУпак в июне этого года, но уже с привлечением усилий как НКПак, так и РАО "Бумпром" - с тем, чтобы в разговоре участвовали и вертикально интегрированные компании.

 

По материалам журнала "Целлюдлза Бумага Картон", №3 2013г.

Автор И. Митин, спец. корр.

все статьи >>

Наша продукция
  • гофрокартон Т-22, Т-23, Т-24
  • пятислойка П-32, П-33
  • гофрокороба
  • гофролист
  • гофролоток
  • изделия сложной
    конфигурации
  • решетка для бутылок
  • прокладки и вкладыши


Главная | Схема проезда | Обратная связь